24.01.2025 09:00

Завершив работу в Арктике, ледокол «Михаил Сомов» может стать музеем

Научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов», которому в этом году исполняется 50 лет, в будущем можно трансформировать в музей. Такое предложение в ходе круглого стола Российского исторического общества, приуроченного к 300-летию начала Первой Камчатской экспедиции, озвучил сотрудник Центра Арктических исследований Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН, заместитель директора Арктического музейно-выставочного центра Павел Филин.

Он сообщил, что эксплуатация ледокола продлена еще на пять лет, но уже сейчас стоит задуматься о дальнейшей судьбе легендарного корабля.

Напомним, «Михаил Сомов» участвовал в двадцать одной советской и российской Антарктических экспедициях. В 1985 году дизель-электроход был награждён орденом Трудового Красного Знамени за героический дрейф во льдах Антарктиды. Сейчас судно используется для снабжения российских научных экспедиций в Арктике, для доставки на научные станции Росгидромета персонала, оборудования и припасов, а также для проведения научных исследований арктических льдов.

Павел Филин также  считает, что России необходим современный Арктический музейно-выставочный центр. По его словам, в Санкт-Петербурге есть прекрасный музей Арктики и Антарктики, но «он небольшой, в нем нет места для размещения новых фондов и выставочных пространств».

«Чтобы отразить амбиции России новые, нам нужен серьезный большой Арктический и Антарктический музейно-выставочный центр», — заключил ученый.

Еще один музей — музей гражданского флота, предложил создать Вадим Задорожный. Он является директором частного музея техники, и на встрече в Российском историческом обществе попросил поддержать его инициативу. Как сказал Вадим Задорожный, здание уже есть, теперь надо создать экспозицию, посвященную истории морского дела, связанного с гражданским флотом. «Есть музей военного флота, но нет музея гражданского флота. И наша задача рассказывать не только об экспедициях как таковых — хотя это первая наша задача — но вообще о самой психологии и идеологии движения русского государства по освоению русских земель и их развитию», — заключил он.

Участники круглого стола также отметили необходимость подготовки обобщающего труда по истории Арктики. Начало такой работы уже положено. В конце прошлого года при поддержке Росатома, ПАО «Совкомфлот» и ААНИИ была выпущена книга «Итоги хозяйственной и научной деятельности Главсевморпути за 1932–1948 гг.» Собранные в ней материалы помогут в дальнейшей работе.

Фото Андрея Паршина с сайта Северного УГМС

 

 

Печатное издание