04.08.2015 11:12

Комиссия по транспорту и инфраструктуре РСПП провела заседание в Росморречфлоте

Комиссия по транспорту и инфраструктуре Российского союза промышленников и предпринимателей под председательством руководителя комиссии, президента ОАО «Российские железные дороги» В. Якунина провела заседание на тему «Об экстренных антикризисных мерах в сфере внутреннего водного транспорта».

В заседании приняли участие и.о. Руководителя Росморречфлота С. Горелик, президент Российской палаты судоходства А. Клявин, Директор Департамента в области морского и речного транспорта Минтранса России К. Пальников, заместитель руководителя Комиссии, руководитель Подкомиссии по портовой индустрии и взаимодействию транспорта с грузовладельцами, председатель совета директоров ОАО «НЛМК» В. Лисин, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам собственности В. Селезнев, члены и эксперты Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре, представители федеральных органов власти, институтов гражданского общества, научного и экспертного сообщества, компаний грузовладельцев, члены Российской палаты судоходства и представители средств массовой информации.

В своем вступительном слове, посвященном основному вопросу повестки дня - необходимости принятия экстренных антикризисных мер в сфере внутреннего водного транспорта (ВВТ), руководитель Комиссии В. Якунин отметил, что за последние 20 лет показатели, характеризующие состояние внутреннего водного транспорта, существенно ухудшились: грузооборот сократился в 1,5 раза, количество  эксплуатируемых судов сократилось в 1,7 раза, а средний возраст транспортного флота вырос с 23 до 36 лет.

Почти 15-летнее (с начала 90-х годов ХХ века) недофинансирование текущего содержания внутренних водных путей (ВВП) и судоходных гидротехнических сооружений (СГТС) Российской Федерации из средств федерального бюджета привело к сокращению протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов с освещаемой обстановкой в 2,3 раза.

В своем выступлении Президент Российской палаты судоходства А. Клявин доложил о системных проблемах развития перевозок внутренним водным транспортом. Инфраструктурные ограничения и недостаточные качественные параметры ВВП России также являются одним из основных препятствий для эффективной работы флота и его обновления, повышения производительности труда, не дают в полной мере использовать значимые преимущества внутреннего водного транспорта, а также поддерживать имидж Российской Федерации, как страны, благоприятной для туризма.

В 2015 году ситуация усугубляется аномальной маловодностью не только Верхне-Волжских водохранилищ, но и на Волго-Донском водном пути. По итогам работы за 6 месяцев текущего года  грузооборот ВВТ упал по сравнению с 2014 годом на 20 %. Прогнозируемые в этом году потери судоходных компаний-членов Российской палаты судоходства оцениваются в 8 млрд. рублей. В целом по стране убытки судоходных компаний могут достичь 20 млрд. рублей. Судоходные компании вынуждены выводить из эксплуатации часть флота, расформировывать экипажи судов, значительно сокращать численность работников, вводить неполную рабочую неделю на предприятиях. В сложившихся условиях конкурентоспособность  ВВТ продолжает падать, а диспропорции в темпах и масштабах его развития по сравнению с наземными видами транспорта увеличиваться.

Особое внимание президент Российской палаты судоходства уделил необходимости обновления транспортного флота и проблемам, связанным с разницей в окупаемости строительства на российской и зарубежной верфях. Вопрос финансирования и компенсации процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам, а также существенное увеличение эксплуатационных расходов судовладельцев ставит, в том числе крупные судоходные компании, вложившие средства в российское судостроение, в тяжелейшее финансовое положение и может привести к банкротству ряда предприятий.

Заместитель Руководителя Росморречфлота В. Вовк доложил о первоочередных мерах по увеличению пропускной способности внутренних водных путей.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам собственности В. Селезнев остановился на вопросах законодательного регулирования в сфере внутреннего водного транспорта.

В. Лисин, в свою очередь, проинформировал присутствующих о том, какие антикризисные меры в сфере внутреннего водного транспорта по мнению Комитета необходимо принять в ближайшем будущем, и какие меры принимаются в настоящее время.

В большинстве европейских стран, имеющих внутренние водные пути, и в целом в Евросоюзе политика направлена на развитие речных перевозок с учетом значимых преимуществ данного вида транспорта и (в ЕС – программа «Наяды»), переключение на ВВП грузопотоков с наземных видов транспорта (в ЕС – программы «Марко Поло» и «Марко Поло-2»). Во многих странах применяются специальные меры поддержки судовладельцев (льготное налогообложение, субсидирование, уменьшение портовых сборов для судов, оснащенных современным оборудованием, уменьшение страховых ставок, применение физически окрашенного (без акцизов) топлива и т.д.

По мнению судоходного сообщества, в Российской Федерации в настоящее время международный опыт в части разумного протекционизма и использования значимых преимуществ внутреннего водного транспорта в полной мере не используется.

Предпринимаемые в настоящее время меры в данной сфере носят отложенный характер: в 2014 году Правительством Российской Федерации были утверждены нормативы содержания ВВП и СГТС, но переход на 100 процентное финансирование по данным нормативам предусмотрен лишь к 2018 году.

Решения по ликвидации лимитирующих участков на Единой глубоководной системе в Европейской части России также носят отложенный характер : строительство низконапорного гидроузла в районе Городца планируется в 2017-2020 гг., а необходимость проектирования и строительства Багаевского низконапорного гидроузла на реке Дон отмечается только в инновационных сценариях Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и проекта Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года и не включено в ФЦП.

По итогам состоявшегося обсуждения Комиссией РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре принято решение обратиться к Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Правительству Российской Федерации с предложениями о реализации  экстренных антикризисных мер в сфере внутреннего водного транспорта.

Печатное издание