07.08.2012 13:51

На Неве будет процветать незаконный экстремальный туризм в случае ужесточения законодательства - эксперты

Ряд крупнейших судоходных компаний, в число которых входят «Астра Марин», «Нева-Тревел», «Русские круизы» и «Драйвер» (контролируют более 100 единиц пассажирского флота в Санкт-Петербурге, в том числе около 70-80% скоростного флота города, 60-70% всех судов типа «Москва» и до 15% судов типа «Фонтанка», все компании – члены Ассоциации владельцев пассажирского флота Санкт-Петербурга), осуществляющих перевозки пассажиров в акватории реки Нева, а также другим рекам и каналам Санкт-Петербурга, озабочены возможным вводом полного запрета на движение пассажирского прогулочного флота по Неве в период разводки мостов Санкт-Петербурга и прохода под ними грузовых судов. Об этом представители названных компаний сообщили  «Российскому судоходству» в связи с появившимися предложениями представителей государственных структур, осуществляющих регулирование в области речного транспорта установить такой запрет. Причиной возможного ужесточения законодательства стало недавнее столкновение прогулочного судна «Росси» (судовладелец компания «Альбатрос») и сухогруза «Келарви» (судовладелец ЗАО «Онего Шип»).

Как сообщалось  ранее, 1 августа 2012 года в результате такого столкновения прогулочное судно затонуло на Неве в Санкт-Петербурге напротив Летнего сада. Все 13 пассажиров и 2 члена экипажа были спасены.


Руководители петербургских судоходных компаний,  считают нецелесообразным при подготовке новых отраслевых нормативных актов вводить полный запрет на работу прогулочных судов на акватории реки Нева в период разводки городских мостов. Это твердое убеждение базируется на том обстоятельстве, что и действующие отраслевые акты, регулирующие взаимоотношения участников судоходства на реке Нева, запрещают в период движения каравана судов, следующих под проводкой ГБУ «Волго-Балт», нахождение на судовом ходу всех прочих судов, в том числе и маломерных (поднадзорных ГИМСу). Следовательно, первопричиной данного аварийного происшествия является безответственность недобропорядочных судовладельцев и халатное отношение к вопросам безопасности судовождения командиров судов этих компаний. Новые запретительные меры на практике коснуться только тех законопослушных компаний, которые читают правила и выполняют их, отмечают судовладельцы. Такие компании уйдут с туристического рынка, а их место займут нарушители, которых станет гораздо больше. При этом туристы, желающие насладиться красотой ночного Санкт-Петербурга с воды, будут лишены возможности приобретать билеты на безопасные суда и воспользоваться цивилизованной услугой.


Недавно в Санкт-Петербурге появилась новая незаконная экстремальная услуга: владельцы некоторых катеров предлагают прокатить пассажиров к самому борту проходящего по Неве сухогруза. «Уже появилось некое поверье, что если дотронуться рукой до борта проходящего в разводку мостов большого грузового судна, то это якобы принесет удачу», - рассказали собеседники «Российского судоходства». Они высказали озабоченность, что такие «экстремалы» останутся на рынке при любом запрете, что не сделает ночной Санкт-Петербург более безопасным для отдыхающих.

Бизнес, ответственно относящийся к своей работе, как один из вариантов решения данной проблемы, предлагает рассмотреть возможность выделения на акватории Невы мест для отстоя пассажирских прогулочных судов в период разводки мостов, а также возможность предварительного согласования в контролирующих органах маршрутов прогулочного пассажирского флота. Контролировать соблюдение таких маршрутов можно через системы АИС, установленные на каждом судне.


Напомним, что  Министерство транспорта Российской Федерации намерено до конца августа 2012 года принять новые правила стоянки и движения судов в Северо-Западном бассейне. Ожидается, что новый документ будет регламентировать движение маломерных и прогулочных судов.

Печатное издание