Минтранс внес в правительство России законопроект об отмене экологической экспертизы при работах в устьевых портах. Об этом сообщил директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Юрий Костин, выступая на заседании Совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) в Москве. Он отметил, что в 2009 году портам Ростов-на-Дону и Азов, расположенным на реке Дон, был присвоен статус морских портов путем изменения границ внутренних водных путей Российской Федерации, установления границ морских портов и их открытия для оказания услуг. Указанные изменения были необходимы для установления единообразных требований по организации деятельности и обеспечению безопасности мореплавания в портах и на подходах к ним.
При этом фактически акватории указанных морских портов являются участками рек, где в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации осуществляется деятельность по торговому мореплаванию. Вместе с тем по вопросу отнесения вод морских портов, расположенных на реках, к внутренним морским водам сложилась неоднозначная судебная практика, а также различное толкование федеральными органами исполнительной власти и организациями положений законодательства Российской Федерации.
В соответствии с указанной практикой, в отдельных случаях для осуществления строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры, проведения дноуглубительных работ в акваториях таких портов контрольные органы требуют проведения государственной экологической экспертизы. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» государственная экологическая экспертиза проводится только в отношении документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
Соответственно требование о проведении государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную деятельность в морских портах, расположенных на реках, излишне.