Сотая сессия Комитета по безопасности на море (КБМ) Международной морской организации в штаб-квартире ИМО прошла с максимально насыщенной повесткой дня. Так, на сессии были рассмотрены подходы к будущему международно-правового регулирования морских автономных надводных судов (МАНС), сообщает пресс-служба Росморречфлота.
Согласованы основные принципы и цели будущей работы, а также подготовлен план дальнейших действий и определен перечень конвенций ИМО, которые могут потребовать изменения для создания правовых оснований для будущего использования автономных морских судов.
Исследования с целью установления, каким образом в документы ИМО интегрировать безопасную, защищенную и экологически рациональную эксплуатацию МАНС были начаты в рамках 99-й сессии КБМ. Тогда же было предложено определение МАНС как «судна, способного через автоматический процесс обеспечить процесс поддержки принятия решений или возможность функций человека по частичному или полному контролю и управлению судном независимо от того, осуществляется это на борту судна или в каком-либо ином месте».
Комитет принял решение продолжить разработку мер, направленных на обеспечение безопасности судов, эксплуатирующихся в полярных водах, на которые не распространяется конвенция СОЛАС. Для этого будет проведен анализ возможности и целесообразности применения к таким судам положений разделов «Навигация» и «Планирование рейсов» Полярного кодекса. Речь идет о разработке на первом этапе рекомендательных мер для неконвенционных судов, включая рыболовные и грузовые суда валовой вместимостью от 300 до 500.
Обсуждение возможности и способов реализации обязательных мер в отношении навигации и планирования рейсов для неконвенционных судов, эксплуатирующихся в полярных водах, продолжится на следующих сессиях, с расчетом, что возможные обязательные меры в рамках Конвенции СОЛАС или Полярного кодекса могут быть введены в 2024 году.
В рамках проведения первого аудита для поддержания соответствия целевым стандартам ИМО по конструкции нефтеналивных и навалочных судов Комитет подтвердил, что 11 обществ-членов МАКО, включая Российский морской регистр судоходства, успешно прошли аудит и подтвердили соответствие своих правил требованиям целевых стандартов.
Единогласную поддержку государств нашло совместное предложение Российской Федерации и Республики Беларусь включить в повестку дня профильного Подкомитета ИМО по человеческому фактору, подготовке моряков и несению вахты (HTW) вопрос о проведении анализа Конвенции и Кодекса ПДНВ с целью создания правового поля для использования электронных дипломов членов экипажей судов.
Внесенное предложение призвано стимулировать использование электронных форм дипломов и документов членов экипажей, выдаваемых Администрацией флага судна в соответствии с Конвенцией ПДНВ, способствовать более широкому применению цифровых технологий, а также снизить административную нагрузку на моряков при оформлении квалификационных документов.
Положительную оценку получило российское предложение, в которомзаинтересованные стороны приглашаются к сотрудничеству по созданию под эгидой ИМО гармонизированных требований по проектированию, постройке, испытаниям и освидетельствованиям корпусов судов и несущих конструкций из полимерно-композитных материалов.
Российскую делегацию возглавил директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Юрий Костин. В состав делегации вошли представители Росморречфлота, ФАУ «Российский морской регистр судоходства», АО «ЦНИИМФ», ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, АМП Балтийского моря, АМП Приморского края и Восточной Арктики и представительства РФ при ИМО.
Следующая 101 сессия Комитета по безопасности на море состоится 5-14 июня 2019 года.