Впервые в мировой практике Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (ЦНИИМФ) разработал для газовозов компании MOL LNG Transport (Europe) Ltd рекомендации по допустимым условиям ледового плавания при движении судна носом и кормой вперед из совместного обеспечения прочности корпуса и пропульсивного комплекса. Рекомендации разработаны в соответствии с правилами Российского морского регистра судоходства (РС).
Освоение ОАО «Ямал СПГ» Южно-Тамбейского месторождения является крупнейшим в мире интегрированным проектом по добыче, сжижению и морской транспортировке СПГ, реализованным в арктических условиях. Для транспортировки СПГ используются крупнотоннажные ледокольные газовозы с усиленным ледовым классом, позволяющие осуществлять круглогодичный вывоз газа в западном направлении через Карское море без ледокольной поддержки. В летне-осеннюю навигацию транспортировка СПГ может осуществляться в восточном направлении по Северному морскому пути. Об этом сообщает пресс-служба ЦНИИМФ.
В настоящее время планируется постройка 15 газовозов двойного действия вместимостью 170 тыс. куб. м, которые будут оборудованы тремя ВРК мощностью по 15 МВт. Газовозы могут самостоятельно эксплуатироваться в тяжелых ледовых условиях на режимах заднего хода (кормой вперед).
Постройка судов осуществляется компанией DSME. Газовозы будут эксплуатироваться крупнейшими судовладельческими компаниями: ПАО «Совкомфлот», MOL LNG Transport (Europe) Ltd, Teekay Gas.
АО «ЦНИИМФ» принял активное участие в разработке концепции морской транспортировки газа и проекта газовоза.
Указанные рекомендации были успешно апробированы в ходе ледового экспериментального рейса газовоза «Владимир Русанов», состоявшегося в феврале-марте 2018 года. Основной целью испытательного рейса было подтверждение спецификационных характеристик судна в ледовых условиях. Испытания проводились верфью DSME.
От ОАО «Ямал СПГ» в испытаниях приняли участие заведующий лабораторией Пропульсивных комплексов судов AО «ЦНИИМФ», д.т.н. Александр Андрюшин и главный гидрометеоролог ОАО «Ямал СПГ», к.г.н. А.В. Попов.
Как рассказали в ЦНИИМФ, в ходе испытаний подтверждены высокие технико-эксплуатационные характеристики судна в ледовых условиях и эффективность концепции газовоза двойного действия, способного самостоятельно эксплуатироваться в тяжелых льдах Карского моря на режимах движения кормой вперед. Во время рейса представителями ОАО «Ямал СПГ» выполнен большой объем наблюдений и их анализ, позволивший разработать рекомендации по улучшению операционной эффективности судна, включая преодоление торосистых перемычек, выход из тороса и т.д.
«Полученная информация имеет важное значение для повышения эффективности и безопасности эксплуатации крупнотоннажных судов двойного действия в ледовых условиях, а также для проектирования новых современных ледокольных танкеров и газовозов для транспортировки углеводородов с арктического шельфа», - отмечается в сообщении.