logo
Главная Актуально «Регуляторная гильотина»

«Регуляторная гильотина»

Реформирование деятельности государственных надзорных органов началось в 2016 году. Одним из приоритетных проектов реформы является «Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований».  Контрольную точку для данного направления поставил Президент России в послании Федеральному собранию в марте 2019 года, поручив осуществить до 1 января 2021 года так называемую «регуляторную гильотину». 

О ходе реформирования законодательства в области морского и речного транспорта на XII Международном форуме «Транспортный потенциал» рассказал начальник управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Андрей Забурденко:

 

 - Руководством страны в 2016 году был задан вектор, направленный на реформирование деятельности государственных надзорных органов, организаций, оказывающих государственные услуги. Ространснадзор в числе 16 государственных органов надзора и контроля участвует в реформе контрольно-надзорной деятельности с 2017 года, то есть, практически, с самого начала.

Одним из приоритетных проектов реформы является систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований. Надо сказать, что контрольную точку для данного направления поставил Президент России в послании Федеральному собранию в марте 2019 года.

Поручение заключалось в том, чтобы до 1 января 2021 года отменить нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, являющиеся предметом государственного контроля (надзора) и принять новую систему норм, отвечающих современным требованиям, и действительно влияющих на риски наступления негативных и опасных последствий в производственной, транспортной сфере, сфере услуг и в других областях.

Весь комплекс мер и поручений, направленных на исполнение поставленной президентом задачи, получил название «регуляторная гильотина».

В рамках этой работы, мы, как и наши коллеги из других ведомств, провели систематизацию всех нормативных правовых актов и документов, не являющихся правовыми актами. А их в сфере водного транспорта насчитывается более двухсот.

Но определение полного перечня таких актов – только начало работы, сейчас мы устанавливаем наличие или отсутствие дублирования требований в разных нормативных актах и документах, их актуальность и значимость с учетом реального влияния содержащихся в НПА (нормативный правовой акт. - прим. автора) требований на безопасность судоходства и мореплавания.

В рамках «гильотины» пересматриваются порядка двух десятков постановлений правительства, около 120 актов Министерства транспорта, но не только это. Совместно с Минтрансом нами уже разработана структура нормативно правового регулирования, которая будет являться «скелетом» новой системы правовых норм.

В соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации, и структура, и подлежащие отмене и переработке обязательные требования обсуждаются с представителями бизнес-сообщества, отраслевых ассоциаций и союзов. Такие встречи проходят на разных площадках – в Ространснадзоре, в Министерстве транспорта, в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации.

Предложений и замечаний поступает много, а сроки поставлены сжатые. В общем, как говорил классик: «Покой нам только снится».

 

Вопрос из зала (Алексеев В.А., Российский автотранспортный союз):

- Сначала в деятельность госорганов был внедрен риск-ориентированный подход, сейчас механизм «регуляторная гильотина». Не мешает ли одно другому?

 

Ответ:

-  Нет, не мешают, это не взаимоисключающие, а скорее дополняющие друг друга процессы.

Риск-ориентированный подход к планированию проверок транспортных компаний также был заявлен, как один из 7 приоритетных проектов программы «Реформа контрольно-надзорной деятельности». В марте 2018 года такой подход был закреплен законодательно, и проверки в 2019 году уже спланированы с учетом «риска».

Для наглядности, в сферу интересов Госморречнадзора сегодня входит деятельность 8337 организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих на водном транспорте (это и судовладельцы, и владельцы портовых, судоходных гидросооружений, компаний, обеспечивающих транспортный процесс, аварийно-спасательных формирований, и других организаций водного транспорта).

Так вот, в соответствии с планом проверок, сформированным с учетом риск-ориентированного подхода, за первое полугодие 2019 года мы провели 548 проверок. То есть проверили планово около 7 % от общего числа компаний. До конца года показатель должен увеличиться, но не более, чем до 15%.

Это существенное снижение административной нагрузки на бизнес в целом.

А «гильотина», как я уже говорил, это механизм актуализации требований, проверяемых при проверках, и на порядок планирования мероприятий не влияет. Так что я не вижу здесь никакого конфликта.

 

Вопрос журналиста (Надежда Малышева, портал «Российское судоходство»):

- Возможно ли вообще отказаться от плановых проверок. Сейчас такие вопросы задают всё чаще?

 

Ответ:

- Роль плановых проверок на начальном этапе реализации Федерального закона № 294-ФЗ была очень значимой. План «дисциплинировал» и проверяемого, и проверяющего. Многие представители бизнеса сегодня говорят о большой профилактической роли плановых проверок. Мы тоже никуда от них не ушли, изменился только порядок планирования. Периодичность проверок сейчас зависит от присвоенной юридическому лицу категории риска, которая определяется в соответствии с установленными законодательством критериями.

Так, например, судовладелец, перевозящий пассажиров, попадает в более высокую категорию риска, чем тот, кто осуществляет, буксировку. И он, я имею ввиду пассажироперевозчик, в соответствии с таким порядком проверяется чаще.

Но поработав на практике с критериями отнесения компаний к определенной категории риска мы видим, что они не идеальны. Есть определенный сегмент бизнеса, который на довольно длительный срок (до 10 лет) выпадает из сферы полномочий Ространснадзора, например, перевозка пассажиров маломерными судами.

Именно поэтому, Госморречнадзором сейчас проводится эксперимент под названием «непрерывный мониторинг».

Мониторинг представляет собой новую форму контроля, позволяющую организациям водного транспорта провести самооценку на предмет исполнения ими обязательных требований, относящихся к осуществляемой деятельности, исправить, устранить выявленные нарушения самостоятельно и задекларировать результат, направив в Ространснадзор соответствующий документ, так называемую «декларацию соответствия» компании требованиям законодательства Российской Федерации.

Как я сказал, сейчас это эксперимент. Кстати, ролик о нем размещен на сайте Ространснадзора, как и сам сервис «Непрерывный мониторинг».

А введение мониторинга, как самостоятельной формы контроля зависит от того, насколько он окажется эффективен:

- во-первых, будет ли он интересен бизнесу, как альтернативная плановым проверкам форма контроля – и здесь важно, чтобы как можно больше субъектов прошли такое тестирование;

- во-вторых, насколько объективными («честными») окажутся ответы, направленные в виде декларации в Ространснадзор, а значит, проведена или нет на самом деле самостоятельная работа в компании по повышению уровня безопасности транспортной деятельности.

На этот вопрос ответят цифры - количество аварийных случаев, выявленных правонарушений в рамках других мероприятий (например, внеплановых или совместных с органами прокуратуры).

В заключение хотелось бы сказать, что для прохождения самооценки не надо регистрироваться и указывать свои реквизиты. Сервис работает, как профилактический ресурс. А вот декларация уже направляется посредством ЕСИА (единой системы идентификации).

Поэтому, предлагаю вам активно и вместе с нами поработать в целях снижения в будущем административной составляющей госконтроля и повышения безопасности на транспорте.